ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Театр юного зрителя – уникальное явление в мировом театральном искусстве, и для нас очень важно, что первый в мире детский театр открылся в России, в Москве в 1918 году. Руководила театром Директория, во главе которой стоял народный комиссар просвещения А.В. Луначарский. На первом заседании директории Детского театра он сказал слова, которые и по сей день лежат в основе репертуарной политики всех без исключения детских театров: «Детям интересны и сказки, и действительность, и прошлое, и будущее. Они очень любят мир животных. Но самый интересный предмет для человека – это человек. Этого нельзя забывать и в нашем будущем театре».
Итак, 1918 год – точка отсчёта, от которой ведут свою историю все детские театры мира. Вслед за Москвой и Петербургом театры юного зрителя активно стали открываться по всей России. В начале 30-х г.г. появления своего детского театра ждал послереволюционный Калинин (сейчас Тверь). В театре юного зрителя город очень нуждался, так как отделу культпропа нужен был надёжный помощник в «правильном» формировании мировоззрения подрастающего поколения. Ситуация в городе была сложная, органы власти постоянно менялись и переименовывались, не хватало продовольствия, но не смотря ни на что в 1932 году в Калинин приехала группа молодых артистов во главе с режиссёром Николаем Сергеевичем Градовским и премьерой спектакля «Фриц Бауэр» открылся Калининский театр юного зрителя!
Условия, в которых приходилось работать коллективу молодого театра оставляли желать лучшего. В Тверском центре документации новой и новейшей истории сохранился интересный документ: отчёт о работе театров за 1934 год, к которому прикреплено обращение коллектива Калининского ТЮЗа в Горком: «Нашему театру не дают жить и не хоронят. У нас нет своего помещения, а вы постоянно выдвигаете нам невыполнимые требования. На ваш вопрос почему у нас нет стенгазеты отвечаем просто: потому что у нас даже нет стен, куда её можно было бы повесить!». Несмотря на такое сложное положение, театр продолжал работать. Осенью, зимой и весной спектакли демонстрировались каждый день в разных домах культуры по договорённости с предприятиями, за которыми эти дома культуры были закреплены. Для лета коллектив театра готовил специальную программу, с которой работал на эстраде городского сада. В месяц Калининский ТЮЗ давал 24 спектакля, которые посещали 6000 зрителей. Каждый год нужно было подготовить 4 новых детских спектакля и 2 крупные постановки для работающей молодёжи.

В 1935 году театр, наконец-то, обрёл свой дом, который располагался в здании бывшей церкви Знамения божьей матери (сейчас там находится Тверская областная универсальная научная библиотека им. А. М. Горького), а в 1937 году художественным руководителем стал 24-летний артист труппы Юрий Петрович Киселёв. С этого момента начался новый виток в развитии Калининского ТЮЗа. Количество преданных поклонников у молодого театра росло с каждым новым спектаклем, а репертуар уже был довольно обширным. Только в 1938-1940 г.г. были поставлены «Наше оружие» А. Крона, «Созвездие Гончих псов» К. Паустовского, «Гимназисты» К. Тренева, «Финист – Ясный Сокол» и «Золотое перо» Н. Шестакова, «Дом №5» И. Штока. Из классики шли «Женитьба» и «Ревизор» Н. Гоголя, «Проделки Скапена» и «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Свои люди – сочтёмся» А. Островского, «Романтики» Э. Ростана, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина (на постановку этого спектакля был приглашён ведущий артист Камерного театра Николай Церетели). 
Одной из первых постановок Юрия Киселёва стали «Враги» М. Горького. Особенной любовью юных зрителей пользовались такие постановки, как «Остров сокровищ», «Снежная королева» и «Красная шапочка» Е. Шварца, «Дочурка» Г. Гайдовского, «Песня» Г. Данилевского, «Сказка» М. Светлова, «Сказака о храбром Кикиле» Б. Гамрекели и Д. Нахуцришвили. Каждый сезон в театре появлялось семь – восемь новых спектаклей. Музыку ко всем постановкам калининского ТЮЗа писал Евгений Каменоградский, он же руководил театральным оркестром. Художниками-постановщиками в то время были Аркадий Бриклин и Ирина Высоцкая, жена первого художественного руководителя театра Николая Сергеевича Градовского.

В самом конце 30-х годов советское руководство приняло решение провести Первый Всесоюзный смотр театров юного зрителя. Смотр предполагалось проводить в два этапа. Первый тур проходил на местах, в нём приняли участие 52 театра из 65. По его итогам определилось семнадцать ТЮЗов, допущенных к финальному этапу, который проходил в Москве: в число лучших попали пять московских театров, два ленинградских и десять областных, в числе которых оказался и Калининский.
Калининская труппа на Всесоюзном смотре представила две постановки: «Сказку» Светлова и «Сказку о храбром Кикиле» Б. Гамрекели и Д. Нахуцришвили, где главную роль – роль Кикилы – исполнял сам Юрий Киселёв. Спектакли Калиниского театра имели оглушительный успех на кремлёвской сцене. Из поколение в поколение в театре передаётся история о том, как после завершение «Сказки о храбром Кикиле» за кулисы поднялся Михаил Иванович Калинин и горячо жал руки артистам, выражая своё восхищение их талантом, а потом на перроне, он вручил им ключи от новых квартир. 
Это был несомненный успех Калининского театра! Труппа была готова к новым репетициям, Юрий Петрович Киселёв был полон сил и творческой энергии, зрители с нетерпением ждали каждую постановку, но… 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. Многие из артистов ушли на фронт добровольцами, и многие из них не вернулись с поля боя. Некоторые сотрудники театра были репрессированы. Наш театр, как и большинство театров юного зрителя нашей страны, постигла печальная участь – он был закрыт. 
Юрий Петрович Киселёв с ведущими артистами Серафимой Фоминой, Василием Ермолаевым, Александром Щёголевым, композитором Евгением Каменоградским и художником-постановщиком Аркадием Бриклиным был эвакуирован в Саратов. Именно там в 1943 году Киселёв создаст театр юного зрителя, который в дальнейшем прославится на весь мир, ведущие артисты калининского театра станут «звёздами» саратовской сцены, руководитель театрального оркестра нашего ТЮЗа Каменоградский будет бессменным заведующим музыкальной частью ТЮЗа в Саратове до 1966 года. Формировать репертуар своего нового театра Юрий Петрович будет из удачных калининских постановок: в 1947 году в Саратове состоится премьера «Сказки о храбром Кикиле». Конечно, можно много говорить о том, что если бы не было войны, то на весь мир мог бы прославиться Калининский ТЮЗ, но случилось так, как случилось. Калинин остался без своего детского театра на целых девятнадцать лет.

Наступил 1960 год. За это время наша страна уже смогла оправиться от последствий самой разрушительной войны в истории человечества. Калинин жил размеренной мирной жизнью. Но вот в начале октября местная пресса стала пестреть заголовками: «Замечательный подарок юношеству», «Восставший из пепла», «С днём рождения». Все эти статьи были посвящены торжественному открытию 1 октября 1960 года театра юного зрителя. У театра появилось новое здание, в котором он находится по сегодняшний день: «На сооружении и внутренней отделке здания работали не одни профессионалы-строители. Здесь славно потрудились студенты педагогического института, молодые рабочие и работницы вагоностроительного, экскаваторного, машиностроительного заводов и многих других предприятий и учреждений областного центра. В общей сложности молодёжь отработала более 15 тысяч рабочих дней» («Калининская правда»). Театр возрождали в прямом смысле слова «всем миром». И это происходило потому, что в памяти молодых рабочих ещё были те спектакли ТЮЗа, которые они посещали, будучи детьми, именно поэтому они трудились, не покладая рук, чтобы у их детей тоже был свой театр. 
«Радостно был отмечен день рождения нового театра. От имени старейшего детского театра страны прислал приветствие народный артист СССР А. Брянцев: «Для всех, кому дорого воспитание молодой коммунистической смены, день твоего рождения, Калининский ТЮЗ, - волнующий праздник советской культуры. Ваши товарищи рады тому, что в состав основоположников Калининского ТЮЗа вошла большая группа молодых актёров, получивших своё образование в стенах Ленинградского ТЮЗа…»
Приветствия приходили из Москвы, Киева, Тбилиси, Ташкента, Одессы, Ярославля, Саратова, Горького и даже от артистов Дрездена и Праги.
Не забыли поздравить новый театр и драматурги. «От души поздравляю молодой театр, желаю вдохновенной дружной работы, больших успехов. Любящий вас С. Маршак». «Поздравляю коллектив театра юных зрителей Калинина с открытием. Желаю быть у вас частым гостем. Сергей Михалков».
Очень тёплое письмо прислал В. Розов: «От души поздравляю вас всех с радостным днём – открытием Калининского театра юного зрителя. Как говорят: в нашем полку прибыло! То, что мы можем собирать в стенах театра ежедневно большую группу детей или молодёжи, - факт отрадный. Мы их средствами искусства приближаем к жизни, учим. А это всегда накладывает на нас, работников детских театров, особо большую ответственность. И вот по каким причинам: сбить с пути взрослого лживым спектаклем не так легко: жизненный опыт взрослого сумеет отличить истину от лжи. Сбить же с толку, внести путаницу в молодой ум и сердце не так уж трудно. И мы должны быть в нашей работе очень чутки к правде жизни. Прививать любовь к жизни, помогать юным существам нащупывать свою верную дорогу, ведущую к большим целям, помогать им выстраивать свой внутренний мир – всё это входит в наши задачи. Я думаю, ради этого стоит работать в нашем деле, стоит жить! В добрый час, друзья» («Театральная жизнь», 1960г., №24).

Главным режиссёром театра был назначен Николай Яковлевич Маршак, родной брат всем известного детского писателя Самуила Маршака. Это был уже не молодой режиссёр, имеющий опыт создания детского театра в Тбилиси, народный артист Грузинской ССР. Труппа состояла из 23 актёров, выпускников Ленинградского государственного театрального института им. Островского, Школы-студии ленинградского ТЮЗа, студии Ярославского театра им. Ф. Волкова. 
Есть такая старая театральная традиция – каждый новичок забивает на сцене гвоздь. Это ритуал: забьёшь гвоздь – останешься в труппе. Так было и при возрождении Калининского ТЮЗа. Первый гвоздь припечатал Маршак, затем его молодые артисты один за другим забивали свои гвозди на сцене театра. Среди тех молодых артистов были Олег Мищук, Венера Григорьева, Юрий Оськин, Валентина Каганова. Также, среди забивших гвоздь в калининскую сцену был Ефим Падве, который в 1973 году станет главным режиссёром Малого драматического театра в Ленинграде и позовёт к себе на постановку начинающего режиссёра Льва Додина, и он в 1983 году уже возглавит этот театр и прославит его по всему миру. Но тогда, в 1960 году эти молодые ребята, ставшие артистами, шли в зал по Грибоедовской лестнице, так назвал Николай Яковлевич парадную лестницу в театре. Они шли за этим седовласым человеком, своим первым режиссёром. Сверкали его блюдечки очков, они жадно слушали его слова, его напутственную речь, заканчивавшуюся словами: «И пусть вашим девизом станет «Жить, дружить, учиться и творить!». Маршак хотел многое сделать в новом городе и в новом театре!

Первым спектаклем возрождённого театра была «Снежная королева» Е. Шварца. Затем Николай Яковлевич ставит «Страницы жизни» В. Розова, «Ноль по поведению» В. Стоенеску, «Всадник без головы» Майн Рида, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Сказка о сказках»А. Зака и И. Кузнецова, «Город на заре» А. Арбузова. Художником-постановщиком многих спектаклей является вернувшийся из Саратова Аркадий Бриклин. Всё вроде бы складывается хорошо, жизнь театра набирает обороты, зрительская любовь к новому театру растёт с каждым новым спектаклем. Но вот в 1961 году выходит статья в журнале «Театр» под названием: «Молодым – новое!». Автор Ю. Смелков довольно резко высказывается о курсе театра, он говорит о том, что Н. Я. Маршак всё сказки ставит, а нужно ставить современные пьесы, что нельзя воспитывать подрастающее поколение на сказках, ведь «ребёнок, даже целиком захваченный сказкой, знает, что это только сказка, что всё это «понарошке». А театр не имеет права делать всё «понарошке», театр не может только развлекать, забавлять; театр – даже детский и особенно детский – обязан ещё и учить, учить не только на сказках, но и на жизни». Да тут ещё и в областной комсомольской газете «Смена» появилось обращение двух студенток педагогического института к Калининскому ТЮЗу: «Дорогие друзья тюзовцы! Мы, студентки, голосуем прежде всего за хорошую современную пьесу в репертуаре вашего театра, ибо считаем, что ей принадлежит сейчас огромная роль в формировании идейного кругозора зрителя , в воспитании лучших человеческих качеств… Мы за то, чтобы ТЮЗ вносил в нашу жизнь натиск высоких чувств и больших раздумий….» 
Сейчас, объективно смотря на события тех лет, мы понимаем, что Николай Яковлевич не был каким-то несовременным, он просто из своих сказок, как из кирпичиков строил основу репертуара, которого не было, а театру нужно было ежемесячно обслуживать шесть тысяч зрителей, отрабатывать план по спектаклям. Но молодым хотелось всё и сразу, они не хотели ждать. В конце 1961 года Николай Яковлевич Маршак «ушёл по собственному желанию». 

Новым главным режиссёром Калининского ТЮЗа стала Лидия Александровна Ящинина. Именно такой человек, как Л.А. Ящинина нужен был театру в тот момент, когда смятение и лёгкое разочарование уже поселилось в умах молодой труппы. Лидия Ящинина была не просто талантливым режиссёром, она была замечательным театральным ПЕДАГОГОМ! Лидия Александровна поддерживала очень дружеские отношения с театральным училищем им. Б. Щукина, что позволяло ей гармонично совмещать учебный процесс с постановочным. Основной задачей главного режиссёра было сформировать профессиональную труппу. 
Именно тогда, в начале 60-х в театр пришли те артисты, благодаря которым сохранялась и сохраняется по сей день преемственность и традиции: это Мария Васильевна Бурмистрова, Константин Андрианович Крайнов, Виктор Иванович Яковлев, Дина Алексеевна Серебрякова, Борис Васильевич Свентицкий, Маргарита Петровна Миронова, Ольга Ефимовна Солодухина, которая отдала театру более 30 лет, она была ведущей актрисой, режиссёром, педагогом, решала самые важные внутритеатральные вопросы. В это же время в Калининский ТЮЗ пришёл Виталий Кириллович Григораш, которого знали и любили не только как хорошего, талантливого артиста, но и как выдающегося фотохудожника. Именно благодаря ему сейчас мы можем видеть сцены из спектаклей прошлых лет, вглядываться в лица артистов, которых уже нет с нами.

Труппа абсолютно доверяла своему главному режиссёру, артисты были готовы идти за ней в огонь и в воду. Ящинина не боялась экспериментов, часто приглашала режиссёров-дипломников на сцену Калининского ТЮЗа, среди них была и Юна Вертман, которыя впоследствии стала профессором театрального училища им. Б. Щукина, и Наталья Некрасова, дочь знаменитого вахтанговца Бориса Захавы. Сам Борис Евгеньевич тоже был частым гостем нашего театра, присутствовал на сдачах спектаклей и участвовал в художественных советах. Протоколы этих худсоветов и сейчас хранятся в Тверском центре документации новой и новейшей истории и мы можем прочитать, как Мастер своим метким замечанием мог добавить в спектакль недостающую атмосферу. Но приятней всего, конечно, читать о том, какую высокую оценку давал Борис Захава актёрскому мастерству калининской труппы. 
Лидия Александровна очень много сделала для повышения интереса публики к театру. Спектакли ТЮЗа пользовались популярностью не только в своём городе. Везде, где театр бывал на гастролях (Брянск, Иваново, Тула и др.), благодарные зрители не скрывали своё восхищение. Вот какой интересный случай произошёл во время спектакля «Похищение луковиц» М. Машаду на гастролях в Ярославле: «Верный сторож пёс Гаспар, усыплённый сонным порошком растянулся около своего маленького домика. Вокруг жуткая тишина. Кажется, даже слышно, как луна медленно плывёт по небосводу. Спит старый Садовник, спят его внуки Монеку и Люсия, спят их верные друзья – кошка Флора и ослик Симон. Вдруг в заборе бесшумно отодвигаются доски, и в сад проникает вор. Это синьор Хамелеон, сосед садовника, прослышавший о чуде старого натуралиста. Он хочет завладеть волшебными луковицами, выращенными садовником.
Вор уже торжествует, уже видит себя богатым, глаза блестят злорадным огоньком, руки дрожат…
И вдруг, несколько мальчишек срываются с мест, одним махом преодолевают они расстояние между первым рядом и сценой, подбегают к Хамелеону, хватают его за руки и кричат:
- Не смей! Эти луковицы принадлежат дедушке. Он сделает из них лекарство для всех людей!
Ребята так вцепились в рукава «вора», что артист В. Колосов, играющий роль синьора Хамелеона, впервые в жизни растерялся и сумел выдавить только три слова:
 - Ребята, я артист!
А ребята и слушать ничего не хотели. Они подняли шум, чтобы разбудить всех обитателей дома и расправиться с негодяем Хамелеоном.
В финале спектакля восхищённые зрители кричали «Ура!», когда наконец Хамелеон был разоблачён и правда восторжествовала. ( Газета «Смена 1964 год.)

В 1965 году в январе Калининский ТЮЗ впервые едет на гастроли в Москву. На сцене Кремлёвского театра (сейчас это Кремлёвский дворец) столичная публика увидела спектакли «Финист – ясный сокол» Н. Шестакова, «Чудеса в полдень» Г. Мамлина и «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова. После спектакля «Бессмертный» с коллективом театра встретился Алексей Николаевич Арбузов. Он горячо поблагодарил труппу, которая вновь открыла для него его же пьесу, так как сам Арбузов считал её крайне неудачной и несценичной. Эти гастроли завершились полным триумфом молодого творческого коллектива! 
Лидия Александровна Ящинина вывела театр на новый уровень , создала хороший, крепкий репертуар, но основным делом своей жизни она выбрала театральную педагогику и в 1967 году уехала преподавать в Челябинский институт культуры.

Летом 1968 года труппа театра уже знакомилась с новым главным режиссёром. 13 августа к руководству театром приступил Роман Григорьевич Виктюк. Это удивительный, талантливый человек, который на тот момент как минимум лет на двадцать опережал своё время. Для местного руководства Роман Виктюк был головной болью: во – первых, потому что ставил авангардные спектакли, во-вторых, выбирал те пьесы, которые были не рекомендованы, в третьих, обнажал тела, в четвёртых, независимо вёл себя, и, наконец, что самое страшное, этот самый молодой в стране главный режиссёр (Виктюку на тот момент было 32 года) не состоял в партии. Роман Григорьевич и по сей день считается королём эпатажа, носит яркие разноцветные пиджаки от Гуччи и Валентино. Многие книги из его домашней библиотеки добыты незаконным путём в различных провинциальных библиотеках нашей необъятной страны. Каждый его спектакль – это событие в театральной жизни России, а может быть, и всего мира. Он одержим театром. Сейчас, даже трудно поверить, что этот режиссёр ставил свои спектакли в нашем городе. А он ставил, и ставил спектакли замечательные! За его работами пристально наблюдала столичная театральная критика. После каждой премьеры обязательно появлялись рецензии в журнале «Театр», и все они давали высокую оценку работам Романа Виктюка и его труппы. На спектакль «Мы, джаз и привидения» по пьесе польского драматурга Э. Низюрского в наш театр приезжали Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский. А на последний спектакль Романа Виктюка «Коварство и любовь» Шиллера приходил Марчелло Мастроянни, который в это время снимался в фильме «Подсолнухи», съёмки которого проходили недалеко от Твери и великий итальянский актёр был крайне удивлён, так как не ожидал увидеть в русской глубинке спектакль европейского уровня. 

Но, несмотря на то, что все постановки Виктюка пользовались успехом, в труппе у него были противники, потому что он ставил творческие задачи, требовавшие умения работать по новым технологиям. Нужна была полная самоотдача. Некоторых это напрягало. В итоге 6 марта 1970 года Роман Григорьевич Виктюк был уволен по собственному желанию. Он уехал из Твери, чтобы возглавить Вильнюсский театр, а Калининский ТЮЗ ждал назначения нового творческого руководителя.

Главным режиссёром в театр пришёл Виктор Петрович Антонов. Своей основной задачей на посту творческого руководителя Калининского театра юного зрителя он считал то, что нужно «жить проблемами детства». « В ребёнке надо уметь предвидеть человека, - говорил он в интервью газете «Смена», номер от 11 октября 1972 года, - И не только предвидеть, но и активно участвовать в создании завтрашнего гражданина: патриота, мыслителя, борца за счастье человечества. Зародыши взглядов на людей, на общественные явления с возрастом превращаются в убеждения. Потому-то так важно, чтобы твой спектакль нёс юным зрителям высокую, благородную идею. Зерно идеи через годы прорастёт мощным растением человеческого сознания. Но даже самая прекрасная идея останется сухим назиданием, если зритель воспринял её только умом, не пережив её эмоционально по ходу спектакля. В этом случае идея превращается в зерно, упавшее на камень». При Викторе Антонове театр вёл углублённую работу по изучению своих зрителей, их интересов, вкусов, запросов. Большую помощь в этой работе оказывали преподаватели школ и ВУЗов, часто проводились творческие встречи актёров со студентами, школьниками, молодыми рабочими. Следствием вышеописанной работы стало появление в репертуаре таких спектаклей, как «Недоросль» Д. Фонвизина, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «В добрый час» В. Розова. Юные зрители с восторгом по нескольку раз пересматривали «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Тимми – ровесник мамонта» И. Ольшанского, «Сокровище Бразилии» М. Машаду, «Сапожник и принцесса» Г. Сапгир и Г. Циферова, «Аленький цветочек» Л. Браусевич, И. Карнауховой. Виктор Петрович Антонов проработал в Тверском ТЮЗе почти 6 лет.

В 1976 году пост главного режиссёра занял Вячеслав Дмитриевич Ерёменко, выпускник театрально-декорационного факультета Казанского художественного училища и режиссёрского факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Он поставил всего лишь один спектакль – «Неравный бой» В. Розова, остальной репертуар театра формировал Эмиль Михайлович Херсонский, который на протяжении нескольких лет занимал должность очередного режиссёра. Его спектакли были крепко сбиты и хорошо сработаны, пользовались популярностью у публики, но, так и не дождавшись решения своего жилищного вопроса и не получив назначения на пост главного режиссёра, он уехал, а его спектакли шли ещё много лет. Вячеслав Ерёменко ушёл из театра в 1977 году. Уже через несколько лет он создал в Москве свой театр – Детский музыкально-драматический театр «От А до Я», который существует и по сей день. В вышеозначенном театре он не работает, он в нём живёт. Его кабинет называют «папина комната».

Следующим главрежем Калининского ТЮЗа стал Владимир Александрович Хлёстов. В своих постановках он пытался уйти от восприятия нашего ТЮЗа как чисто детского театра, а надо заметить, что многие жители города именно так его и воспринимали и, порой, даже не предполагали о существовании в театре серьёзного взрослого репертуара. Своим зрителем Хлёстов видел, в первую очередь, молодёжь. В репертуаре появились спектакли «Именем земли и солнца» И. Друцэ, «Третья ракета» В. Быкова, «С весной я вернусь к тебе» А. Казанцева. Но отношения внутри театра у Владимира Хлёстова не сложись и, спустя 6 лет он был вынужден покинуть театр.

После его ухода наш театр возглавил Владимир Александрович Богатырёв. Он закончил ЛГИТМиК в 1975 году, мастерскую З. Я. Корогодского. Среди его педагогов были М. Шмойлов, В.Фильштинский, Л.Додин, О.Оборина. Интеллигентный, мягкий, поклонник Эфроса, сторонник тонкой и скрупулезной работы, Владимир Богатырёв поставил «Кто этот Диззи Гиллеспи» А. Соколовой, «Сашку» А. Кондратьева, «С любовью не шутят» П. Кальдерона, «Квадратуру круга» В. Катаева, «Сцены из «Капитанской дочки» А. Пушкина, «Женитьбу Бальзаминова» А. Островского. Но в силу своей мягкости он не смог совладать с талантливой, но своенравной труппой, и после череды неприятных обстоятельств Владимир Богатырёв ушёл из театра. Его дальнейшая творческая судьба сложилась очень удачно: постановки спектаклей в Российском академическом театре (г. Москва), Санкт-Петербургском ТЮЗе, а также в Новосибирске, Норильске, Томске, Челябинске, Нижнем Новгороде. Он стал двукратным обладателем премии фестиваля «Арлекин» (в 2008 и 2009 годах), а также премии Союза театральных деятелей «Гвоздь сезона» за спектакль «Сказки на всякий случай» Е. Клюева.

С 1986 года главным режиссёром театра стал Сергей Константинович Кузьмин. Его смело можно назвать «режиссёром-долгожителем» нашего ТЮЗа. Бывший главный режиссёр Театра юного зрителя Рязани возглавлял Калининский ТЮЗ на протяжении 10 лет. Кузьмин хотел в театре всё поменять, отказаться от всего изжившего себя старого! Главный режиссёр постоянно пребывает в творческом поиске, артистам дана свобода пробовать себя в режиссуре, ставить спектакли, играть роли, о которых давно мечтали. Первым спектаклем, который поставил Сергей Константинович в нашем театре, стала «Незнакомка» Ю. Клепикова. Эта постановка очень полюбилась молодёжи и в кассу театра выстраивалась очередь за билетами. Настоящим взрывом стала премьера спектакля «Интердевочка» В. Кунина в постановке Елены Крейндлиной в 1989 году. Закрытые прежде темы, которые поднимались в этой постановке вызывали бурный интерес у зрителей, но и сама режиссура спектакля была на высоком уровне. Сейчас Елена Крейндлина успешно работает в театре «Гешер» (г. Москва). Также в период Кузьмина в театре открывается малая сцена, где в 1991 году итальянский режиссёр Франко Пассаторе ставит «Стулья» Э. Ионеску. Это был абсолютно новаторский спектакль, не похожий ни на что, когда-либо игравшееся на тверской сцене, но жизнь спектакля оказалась недолгой. После десятого представления он был снят, а вместе с ним не стало и малой сцены. Сергей Кузьмин активно занимался пополнением труппы, за один только сезон 1986/87 годов в театр пришли десять молодых актёров и половину труппы стала составлять молодёжь до тридцати лет! Театр много гастролировал: Украина, Поволжье, Северо-Запад России, Прибалтика, Питер, Москва… Но, не смотря на всё хорошее, что сделал для театра Сергей Константинович, в начале 90-х г.г. труппа начала терять веру в своего главного режиссёра, в спектаклях уже не было той новизны, той созвучности современности, в постановках чувствовалось, что их создатель устал. А труппа хотела работать! И именно в этот момент в Калининский ТЮЗ пришла Лариса Олеговна Лелянова.

Её первым спектаклем на сцене нашего театра стала постановка «Она в отсутствии любви и смерти» Э. Радзинского. Спектакль очень полюбился не только зрителям, но и артистам, занятым в нём. Лариса Олеговна сразу же заявила о себе как о талантливом режиссёре, обладающим неповторимым, узнаваемым творческим подчерком! Она стала в театре очередным режиссёром. Затем были спектакли «По зелёным холмам океана» С. Козлова, «Проделки Шапокляк и сюрпризы Голливуда» по собственной инсценировке. В 1997 году Лариса Лелянова приступила к постановке спектакля, который, безусловно, стал этапным в истории театра, крупным театральным событием в культурной жизни города, и несомненно очень дорогим для режиссёра, этим спектаклем стал «Самоубийца» Н. Эрдмана. Эта постановка - своего рода театральный манифест, который объявила Лелянова. Ряд восторженных рецензий, очередь в кассу за билетами на «Самоубийцу», неподдельный интерес коллег – всё это говорило том, что творческое лицо театра определяет Лелянова, и всё, вроде бы, шло к тому, чтобы она заняла должность главного режиссёра. Но в силу обстоятельств, понятных только дирекции театра, на эту должность был назначен другой человек. Лариса Олеговна была ошарашена таким поворотом событий, и единственным выходом для себя на тот момент она видела уход из театра. Реакция на её заявление об уходе от труппы не заставила себя ждать. Артисты видели в ней своего творческого лидера, благодаря её ярким постановкам, они вновь поверили в свой театр, в свой успех! Они не могли потерять режиссёра, который дышал с ними в унисон, и пошли на беспрецедентный для провинциального театра шаг – объявили дирекции театра голодовку. По этому поводу в Министерстве культуры была создана специальная комиссия, в своих выступлениях на центральном телевидении труппу и Ларису Лелянову поддержали Роман Виктюк и Борис Гребенщиков, с которым Лелянова дружила, ещё будучи студенткой ЛГИТМиКа. Дирекция капитулировала под натиском труппы и Лариса Олеговна осталась в театре: «У меня было много коллективов, то есть семей, с которыми я работала, где эта интимная – творческая – жизнь происходила. Но этот театр стал для меня особенным, стал настоящей и, возможно, последней семьёй. Что касается голодовки… Её называют акцией протеста, а для меня это – акция огромного доверия. Моей семьи – ко мне. Люди готовы были рисковать своими карьерами, репутациями, жизнями – ради того, чтобы быть со мной. Это невероятно дорого, чрезвычайно ценно. Этот период принёс много страданий, но, боюсь, в моей жизни он стал самым счастливым. С другой стороны, огромная ответственность, которую он налагает на меня, вызывает постоянное желание соответствовать некоему образу. Образу того человека, из-за которого люди пожертвовали всем, бросили свои семьи и трое суток провели здесь, на матрасах».

Леляновский период для Калининского ТЮЗа можно назвать одним из самых успешных. Практически все постановки становились важными событиями в театральной жизни города. Вот она, плеяда этих замечательных спектаклей: «Русалочка» по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена, «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, «Кабала святош» М. Булгакова, «Всё о’кей!» М. Бартенева, «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, «Свои люди – сочтёмся» А. Островского. Могла ли в момент создания всех этих спектаклей Лариса Олеговна подумать, что когда-нибудь труппа отвернётся от неё и ей придётся уйти… Наверное, тогда она этого и представить не могла, но так случилось! В 2005 году в результате взаимных претензий и непонимания Лариса Лелянова ушла из нашего театра. Потом в её творческой биографии был Томск, Ростов. Её последним спектаклем стал спектакль «Васса Железнова» М. Горького, который она поставила на сцене Лысьвенского драматического театра. Там у Ларисы Олеговны случился инсульт и 13 марта 2011 г. Лариса Олеговна скончалась. Прощание с режиссёром проходило в фойе Тверского ТЮЗа и 19 марта 2011 г. её тело было предано земле на старом Дмитрово-Черкасском кладбище. Вечная ей память!

Уход Ларисы Леляновой из театра крайне негативно сказался на творческой жизни. Ведь лицо театра составляет его творческий лидер, а такого в театре не было. Напряжённая атмосфера сложившаяся внутри коллектива и вокруг него практически парализовала работу. Нужен был человек, способный переломить эту ситуацию. В 2005 году на должность директора театра пришёл Александр Витальевич Бахарев. В тот момент он выступил в роли антикризисного управляющего. Это человек - абсолютный перфекционист, который не только требует качественного исполнения своих обязанностей от сотрудников, но в первую очередь, очень требователен к себе. Погрузившись в суть проблематики театра, буквально в первые дни своего руководства, он переломил ситуацию и театр начал возвращаться к полноценной творческой жизни. Главным режиссёром был назначен Вячеслав Борисович Лымарев, однокурсник Ларисы Олеговны Леляновой, который достаточно долгое время проработал в нашем театре очередным режиссёром. Его спектакли «Панночка» Н. Садур, «Моя парижанка» Р. Ламуре, «Братец Кролик и другие» В. Лымарева завоевали большую популярность среди тверской публики. Первым его спектаклем в качестве главного режиссёра стала «Поллианна» Э. Портер. Замечательный актёрский ансамбль, прекрасное исполнение заслуженной артисткой РФ Ольгой Лепоринской роли Поллианны сделали этот спектакль визитной карточкой театра на несколько лет. Затем были постановки «Электра» Ж. Жироду, «На дне» М. Горького. Осенью 2007 года со спектаклями « На дне», «Прыгучий мышонок» И. Иванова, «Клочки по-закоулочкам» Г. Остера Тверской ТЮЗ выехал с гастролями в Финляндию, где мы были удостоены чести закрывать год России в этой стране.

13 октября 2007 года в творческой жизни Тверского ТЮЗа произошло очень важное событие – состоялась премьера спектакля «Забыть Герострата!» Г. Горина в постановке заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Ульяновского ТЮЗа Эдуарда Терехова. «Тверской ТЮЗ готовит провокацию!» писала местная пресса в преддверии премьеры. И действительно, уже с самого начала репетиционного процесса все почувствовали – этот спектакль будет особенным. Необычные декорации, в виде висящих в воздухе полупрозрачных конструкций, олицетворяющих зыбкость нашего мира автором которых стал заслуженный артист РФ Александр Евдокимов, стильное музыкальное оформление, яркие актёрские работы – это был настоящий творческий взрыв в театральной среде нашего города. Спектакль «Забыть Герострата!» стал началом нового этапа в истории театра, этапа творческого взлёта. И с этого момента, не смотря ни на что, невзирая на смену главных режиссёров, наш театр идёт только вперёд, осваивая новые сценические формы, современную драматургию. Театр является старейшим членом Международной организации театров для детей и молодежи АССИТЕЖ. Поддерживается активное сотрудничество с фестивалями театрального искусства для детей и молодежи «Арлекин» и «Радуга» (Санкт-Петербург), «Золотая репка» (Самара), «Театр детства и юности – XXI век» (Воронеж), «На пороге юности» (Рязань), «Славянский базар» (Москва). Тверской ТЮЗ принимает активное участие в театральных лабораториях кочующего фестиваля «Колесо». Главные принципы формирования репертуара, которых придерживается руководство театра – это пропаганда лучших образцов мировой литературы средствами театрального искусства; формирование и развитие художественно-эстетического и литературного вкуса у населения города и области; культурное, эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание зрительской аудитории.

В 2010 году главным режиссёром театра стал заслуженный артист РФ Адгур Михайлович Кове. Его постановки «О мышах и людях» Дж. Стейнбека, «Метеор» Ф. Дюрренматта позволили театру участвовать во многих театральных фестивалях, а актёрские работы нашей труппы были отмечены критикой на самом высоком уровне. По приглашению Адгура Михайловича на постановку в театр был приглашён Роман Феодори, один из ведущих представителей молодой режиссуры, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». Его яркие по форме и глубокие по содержанию спектакли «Тартюф» Ж.-Б. Мольера и «Фауст» И. Гёте являются одними из лучших в репертуаре театра. В 2011 году в театре появилась камерная сцена – уютное сценическое пространство для творческого эксперимента. На данный момент в репертуаре всего три спектакля для камерной сцены это: «Считаю до пяти» М. Бартенева, «Золотой цыплёнок» В. Орлова и «Песочница» М. Вальчака.

В сентябре 2012 года впервые в Твери по инициативе нашего театра прошла режиссёрская лаборатория «Давайте знакомиться!» при поддержке Международного молодёжного театрального проекта «Открытые двери» и Российского академического молодёжного театра. Пять молодых режиссёров представили свои спектакли-заявки на суд экспертного совета во главе с известным театральным критиком Павлом Рудневым (г. Москва). Результатом лаборатории стало то, что все пятеро участников: Светлана Медведева со спектаклем «Волшебный колпак» по мотивам японской народной сказки; Кирилл Левшин со спектаклем «Фанатки» Р. Белецкого; Даниил Романов со спектаклем «Загадочное ночное убийство собаки» М. Хэддона; Владимир Снегурченко и его «Балаганчик» А. Блока; Лариса Маркина со спектаклем «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина получили право на постановку на сцене Тверского ТЮЗа.

И конечно, в завершении нашего экскурса по восьмидесятилетней истории нельзя не сказать об одной из главных составляющих театрального искусства, о тех, для кого мы ставим свои спектакли, для кого ежедневно выходят на сцену наши артисты. Это наши любимые зрители! А у нас их много, так как наш театр – это театр не только для юных по возрасту, но и для тех, кто юный душой! Мы всегда с нетерпением ждём нашу публику, и каждый день наши администраторы гостеприимно приглашают зрителей занять место в зале!